Мадаба и гора Нево

Вид с горы Нево, Иордания История, которую я собираюсь пересказать — очень древняя. Тем не менее, отголоски ее слышны и по сей день чуть ли не в каждом выпуске новостей. В первоисточнике эта история уныла до зевоты, но, несмотря на это, она столетиями вдохновляла творческих людей: художников, писателей, музыкантов. И каждый перекладывал ее на свой лад. КВНщики, например, умудрились втиснуть ее буквально в два предложения: «40 лет Моисей водил евреев по пустыне. Это был единственный случай в истории, когда евреи повелись!»

А началось все прозаично — с неуклюжей попытки исправить демографическую ситуацию в Египте.
«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей».Голубые кувшины
Перехитрим народ Израиля? Да, похоже, что царь действительно «не знал Иосифа». И разумеется, с наскока у него ничего не вышло. И тогда «фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых».

Мозаичная икона

В это неспокойное время и посчастливилось родиться Моисею. Каким-то чудом мать умудрилась прятать его от египтян целых три месяца. Но затем «не могши долее скрывать его, взяла корзинку… и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки». Там же, в тростнике, оказалась и дочь фараона — видно, диссидентствующая девушка была. Она нашла младенца, пожалела его и передала кормилице. Дальше действие переносится сразу на много лет вперед уже к зрелости Моисея. К первому его значимому деянию — убийству.
«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, сынов Израилевых. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».

Мозаичные монстры

Но убийство раскрыли. Видно, тот сын Израиля, которого спас Моисей, оказался не самым благородным человеком. Моисею пришлось бежать. В изгнании он завел семью и зажил, было, припеваючи. Но тут Господь вдруг, не прошло и четырехсот тридцати лет, услышал стенания своего угнетенного народа в Египте.
«И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед».

Мозаичный дом

И приказал Господь Моисею идти к фараону и вывести народ Израиля из Египта. Но Моисею хотелось поболтать. Он мялся, юлил и засыпал Господа градом вопросов, в духе: «А как? А куда? А почему? А что если он не захочет?» Наконец, Господь сдался:
— «И когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян».

Множество мозаик

Тут уж Моисей приободрился и отправился к фараону. Войдя в тронный зал, он сказал, а точнее — пропел хриплым баритоном:
— Let my people go!
— Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? — тихо спросил фараон.
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал. Но тут же побежал жаловаться Господу. Вместе они разработали спецоперацию, включавшую идеологическую пропаганду и использование бактериологического и химического оружия. Операция состояла из 10 последовательных этапов и получила кодовое название «Казни египетские».

Изготовление мозаики

В Египте наступили темные времена. На жителей страны сыпались жабы, мошки, саранча. Вода в реках портилась, рыба дохла, а сами египтяне страдали от жутких язв. Но фараон был холериком. После каждой атаки он обещал отпустить евреев, а потом, вдруг, передумывал. Даже град с огнем вперемешку и тьма египетская не помогли. Тогда, Господу надоело цацкаться — он санкционировал исполнение финальной стадии спецоперации: за одну ночь были истреблены все первенцы в египетских семьях.

Мозаика дерева

Фараон прикинул, что еще пара таких побоищ и народу Израиля вообще не надо будет никуда не уходить — им достанется обжитой, благоустроенный и полностью безлюдный Египет. И фараон, наконец, издал указ о депортации народа Израиля за пределы страны. Но девочка в секретариате все напутала, и в опубликованной версии указа значилось лишь, что народу Израиля можно прогуляться на три дня в пустыню — помолиться.

Мозаичные олени

На прогулку собралось немало народу, «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». То есть, около 2,5 миллионов с учетом женщин и детей — треть населения современного Израиля. Они и Господа с собой звали, но тот отказался: «Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный».

Мозаичный медведь

Начало прогулки ознаменовалось роскошным семитским пиром — все кушали мацу. И так увлеклись, что задержались дольше, чем на три дня, нарушив фараонов указ. Из столицы в пустыню тут же был выслан карательный отряд. Евреи пятились, догрызая мацу, египтяне на колесницах преследовали. Дальше вы знаете — море расступилось перед народом Израиля и сомкнулось над войском фараона. После такого конфуза возвращаться в Египет было немыслимо. Пришлось идти к земле обетованной, что за 500км.

Вывеска института в Мадабе

Но евреи не любили дальние прогулки и вообще терпеть не могли неожиданности — в этом они были похожи на хоббитов. Каждый день они стенали и жаловались, что им нечего пить, нечего есть, они пропустили второй завтрак и вообще хотят домой. И изо дня в день Моисей ходил к Господу передавать эти жалобы. Господь всякий раз гневался, все грозился язвы наслать. Моисей, как мог, заступался. Господь упрямился. Моисей упрашивал. Господь устало соглашался и давал пищу и воду. Так продолжалось достаточно долго, но в один прекрасный день терпение его лопнуло.

«И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» Моисей, по обыкновению начал было заступаться, но Господь перебил его:
— «Все, раздражавшие Меня, не увидят ее (землю обетованную). А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше!»

Карта святой земли в Мадабе, Иордания

Народ Израиля скитался по пустыне, но больше вслух не роптал, опасаясь гнева господнего. Сменилось два поколения, рабское прошлое в Египте позабылось. За сорок лет все прекрасно изучили новые законы, которые Моисей получил на горе Синай, и, в общем-то, были уже готовы к оседлой жизни. Тогда Господь вновь призвал к себе Моисея. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево… и показал ему Господь всю землю… И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся». Глазам Моисея предстала удручающая картина: унылые безжизненные холмы, пыль, песок, и у самого горизонта — Мертвое море.

Вид с горы Нево, Иордания

Вид с горы Нево, Иордания

Все это абсолютно не походило на «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». И это после 40 лет скитаний! В общем, у старика не выдержало сердце: «И умер там Моисей … и погребен на долине в земле Моавитской… и никто не знает места погребения его даже до сего дня».

Вид с горы Нево, Иордания

После смерти Моисея роль посредника между Господом и евреями досталась Иисусу Навину. Народ Израиля снова двинулся в путь. Но и тут их ждал сюрприз — оказалось, что в земле обетованной уже занято.
— Как же так? — удивились евреи.
— Да что уж там, — ответил Господь. — «Прогоните от себя всех жителей земли. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, и изваяния богов их сожгите огнем». Делов-то!
Так они и поступили. И этим, видимо, изрядно подпортили себе карму. Так как впоследствии точно так же поступали и с ними, причем очень много раз и все, кому не лень — от римлян до англичан.

Вид с горы Нево, Иордания

Говорят, история часто повторяется. Наверное, так оно и есть, ведь и сегодня с горы Нево вдалеке видна земля обетованная, заселенная евреями. Как и прежде, жестоковыйный народ раздражает многих своих соседей, пытаясь «прогнать от себя всех жителей земли». Многие люди усердно пытаются устроить мир на этой земле. Но, похоже, это дело многих поколений, ведь даже Господу со всем его арсеналом чудес понадобилось сорок лет, чтобы заставить упрямцев повиноваться.

подписаться на новостиRSSe-mailLivejournal


Комментарии

  1. Dexter

    Кстати, сегодня мы отправляемся в Непал. Путь неблизкий, поэтому можем пропасть на несколько дней. Stay tuned!

  2. Igor

    В годы моей юности библия была недоступна и любопытство относительно библейских историй можно было удовлетворить только читая произведения Лео Таксиля «Забавная библия» и «Забавное евангелие». Вот это был зубоскал, в сравнении с ним автор приведенных выше строк, практически, проповедник))

  3. Александр

    И вообще, нечего зубоскалить по этому поводу. Как сказал один мой друг еврей из жестоковыйных, живущих в Израиле – связь с Богом у нас местная, но там все время занято.

    • Dexter

      Честно говоря, я раньше никогда Завет подробно не читал. А сейчас вот прочел этот эпизод и был ошеломлен жестокостью и гнусностью описанных вещей. Поэтому и пост в таком духе вышел…

      • Александр

        А ты продолжи читать, там еще много такого подобного. Существенно то, что Библия – это ж не книга, точнее не только книга. Поэтому если ее читать буквально, то для современного человека возникают различного рода проблемы, свящанные с системой координат. Суть в том, что в центре твоей системы координат находишься ты сам, поэтому Бог для тебя равноправный участник событий, за которыми ты наблюдаешь. А на самом деле все это не так. Это Он в центре состемы и он есть единственный Творец. Нам же он предоставил свободную волю и возможность быть подобными Себе. И вот какая получается незадача – никто не хочет этим воспользоваться. Вот трагедия, а ты рассужаешь о мелких вещах (жестокость, гнусность) – это все следствия и, кстати, опираешься в этих рассуждениях на наше понятие о справедливости (вот еще слово, которое я решительно не понимаю). Короче, так Библию читать нельзя, точнее, можно, конечно, но как «Повесть временных лет» летописца Нестора (вот уж кто наврал, так наврал). Хотя святые отцы утверждают, что Святое Писание богодуховно и полезно для чтения всякому дерзающему, может и ты в конце концов поймешь первоисточник…

        • Dexter

          Мне всегда казалось, что подобные книги имеют два уровня текста: первый – повествовательный, для простых граждан, не склонных к метафорическому мышлению; второй – символический, для граждан, способных заглянуть между строк. Первый уровень – для прихожан, второй – для проповедников. По крайней мере, я убежден, что религиозные книги ДОЛЖНЫ быть так написаны.
          А тут на первом уровне буквально страницах на двадцати погибло до нескольких миллионов человек. И все чисто волею божьей. Это что, попытка страху на прихожан нагнать? Величие Господа продемонстрировать? Если да, то попытка крайне неуклюжая, согласитесь.

          • Александр

            да ну, не так много, в те года вообще на миллионы еще не меряли. Как известно из Египта вообще-то вышло 600 тыс человек, ну это ж армия в том числе. Так что абсолютные цифры поменьше, но в процентах, конечно, много. На вопрос сколько убить отвечали обычно «всех!» в том числе женщин и детей (ну это, чтоб не размножались). Я тебе еще один интересный случай приведу из 4-й книги Царств (очень выжный пророк там был – Елисей, сильней чем Илия). Так вот однажды уличные дети над ним смеялись и издевались, а он им сказал, что они будут наказаны за неуважение к старшим. После чего из близлежащего леса (где там леса? ну ладно) вышли две медведицы и растерзали 42 ребенка. Для нашего обывательского глаза – история достойная фильма ужасов, но ведь это опять же из-за того, что мы в системе координат, где в центре человек. Как только ты ставишь в центр системы Бога история принимает другое звучание – не обжай человека Божьего, если не хочешь мучительной смерти. Кстати, припони, как на Руси уважали юродиевых (а может просто читали эту историю и боялись не уважать?). Страх – хороший регулятор, если своих мозгов не хватает. Приведу еще одну фразу из Апостола Павла – «начало мудрости – страх Господень». Ну вот, мораль одна – необходимо бояться Бога, или его наказания. Побочный, но очень важный вывод – при этом можно не бояться никого из людей.

            • Dexter

              Цифру я общую прикинул, включая жертвы 10 казней. Ну да это не существенно.

              Возможно, жестокость Ветхого Завета объясняется именно его ветхостью. Наверное, в те времена убийства были столь обыденным явлением, что именно так проще было донести до обывателей мысль о величии и могуществе Господа.
              Но уже по Новому Завету видно, как поменялась «система координат». Если в Ветхом – «око за око», то в Новом «подставь другую щеку». Или тот же Августин, который призывает не бояться Господа, а «Люби Бога, и тогда поступай, как хочешь».

              Но мне совершенно не понятно, как в одной религии могут уживаться одновременно и Новый и Ветхий Заветы. Противоположные, если не по сути своей, то, по крайней мере, по духу повествования. Ведь если даже у меня, атеиста, это противоречие вызывает сомнения, в каком положении окажется вдумчивый верующий человек? Страх и любовь ведь взаимоисключающие понятия. А что делать верующему – бояться или любить?

              • Александр

                дык если ты атеист (хотя это как-то странно, ведь если атеист, то и материалист, а это по крайней мере, противоречит здравому смыслу ну да ладно), то о чем нам говорить? Я вообще не понимаю, как можно жить без веры. А насчет «как хочешь», то это ж только для тех, кто понимает «как надо хотеть». Прошу тут не подмешивать атеистические фантазии…)))

                • Dexter

                  Эх, такая дискуссия сорвалась! А ведь какой мог выйти религиозный мордобой! :)