Недалеко от Гори на берегу Куры есть скала. Скала как скала, вокруг десятки таких же. Бросив на нее взгляд можно пройти мимо, так ничего и не заметив. Но стоит немного свернуть с дороги, как за излучиной реки открывается удивительная картина: пологий склон весь изрезан рукотворными пещерами.
История древнего пещерного города Уплисцихе удивительна в первую очередь своей продолжительностью. Люди населяли его на протяжении неимоверно долгого периода — от поздней бронзы до раннего коммунизма. Город начали строить (или долбить?) в конце II тыс. до н. э. и покинули немногим более ста лет назад.
Удивительным, на мой взгляд, можно назвать и тот факт, что, несмотря на периодические смены обитателей и их верований, он сохранял до последних дней существования свое первоначальное название — Уплисцихе, что переводится с грузинского как «крепость бога». Видно есть в этом месте что-то большее, чем просто скалы.
Некогда в Уплисцихе вела большая дорога, переходящая за парадными воротами в главную улицу города. Сегодня же, чтобы попасть к пещерам, надо подняться по длинному, круто поднимающемуся вверх тоннелю, некогда служившему тайным ходом из города-крепости к реке.
Напластования культур заметны здесь невооруженным взглядом. По соседству с языческими жертвенниками и более чем скромными жилыми пещерками располагаются христианские храмы со сводчатыми потолками и резными колоннами, а отдельно стоящая, непещерная церковь XI века вообще кажется инородным телом.
Все многочисленные храмы в Уплисцихе (за исключением Уплисцули — той самой «инородной» церкви) изначально были языческими. До IV в. н. э. город являлся центром поклонения верховному божеству Солнца и другим богам языческого пантеона и играл важнейшую роль в культурно-религиозной жизни древней Грузии.
Перебираясь из одной пещеры в другую, легко угодить в одну из многочисленных глубоких ям со стоячей водой. На первый взгляд колодцы, а на самом деле — жертвенники языческого периода. Кстати, по своей форме они настолько похожи на индийский символ йони, что сразу представляешь торчащий в их центре лингам.
В 337г., сразу же после принятия Грузией христианства, начались гонения на жрецов и жителей языческого Уплисцихе. Храмы были частично разрушены, частично перестроены под нужды новой религии, а сам город из культурно-религиозного центра превратился в смесь рядовой крепости и монашеской обители.
В средние века Уплисцихе неоднократно переходил из рук в руки — от одних завоевателей к другим и обратно, что, естественно, не способствовало его процветанию и сохранению городских сооружений. В разные периоды стратегически выгодный город занимали арабы, армяне, сельджуки, турки.
В XIII–XIV веках добрались сюда и монголы. Именно от их набегов Уплисцихе пострадал больше всего: были разрушены крепостные стены, и город перестал по сути являться таковым.
После всех злоключений, когда изрядно потрепанный Уплисцихе вновь стал грузинским, полноценно функционировать продолжала лишь церковь Уплисцули. А прилегающие к ней пещерные сооружения использовались уже только в качестве временного жилища — в случаях опасности здесь укрывались жители окрестных деревень, изредка селились монахи, отдыхали путники.
Во времена расцвета в Уплисцихе насчитывалось более 700 сооружений различного назначения, а население достигало 20 тысяч человек. До наших времен сохранилось лишь 150 пещер да изрезанная ступенями, водостоками и жертвенниками скала над Курой.
Несмотря на то, что город давно из густонаселенного культового центра превратился в археологический памятник, он и сегодня не выглядит заброшенным. Как и много веков назад, в церкви Уплисцули проходят службы, под прохладными сводами пещер укрываются от солнцепека многочисленные туристы и ленивые охранники. Не страшит жара лишь тех, чьи предки жили на этих склонах задолго до появления назойливых людей и чьи потомки останутся здесь до тех пор, пока будет греть солнце. Тех, кому одинаково безразличны как смены власти и веры, так и то, какому именно богу принадлежит крепость Уплисцихе.
очень интересно! Спасибки!
Вау!!
Ну!
А как выглядит Уплисцули внутри?
Ничего примечательного, просто очень маленькая и обветшалая церковь.
Интересное представление: йони с торчащим из нее лингамом – это вроде как взгляд изнутри?))
Да, вот такое интересное представление у миллиарда индуистов:
Вообще получается, что таки да – взгляд изнутри :) Просто мы никогда об этом не задумывались. Хотя, если воспринимать лингам просто как абстрактный, живущий своей отдельной жизнью … ммм … символ, то вполне может быть, что и снаружи. Наверное, все зависит от точки зрения, которую для себя выбирает наблюдатель :))
Это я прочел еще вчера. Просто УВЛЕКАТЕЛЬНО!
сюда бы простенькую любовную историю – но в современном исполнении.
В.К.
Разве все наше путешествие – не любовная история? :)
Очень приятно, что памятники не украшены надписями типа: «Тут был Вася», «Катя forever» или Уплисцихе 2002.
Ощущение первозданности)