По дороге в Газиантеп смотришь в окно и сочувствуешь козам, овцам и коровам, которых зной заставил позабыть о жухлой траве и видовых отличиях. Спасаясь от жары, животные теснятся в тени одиноких деревьев. А так как смотреть больше особо не на что, принимаешься считать обессилевшие от жары стада. И вот, когда уже сбиваешься со счета, вдруг за окном появляется роща, затем другая, и вскоре оливковые сады уже простираются до самого горизонта. Смотришь на них и не веришь своим глазам — как это на 30 см грунта деревья могут не только расти, но и обильно плодоносить.
Семьсот лет назад Журден де Северак застал совершенно иную картину: «Земля же эта очень плодородна, но не обработана, ибо турки о ней не заботятся». За последние годы турки значительно преуспели в сельском хозяйстве, и теперь украинские супермаркеты забиты резиновыми помидорами, луком, огурцами, лимонами, апельсинами. И это те самые турки, которые были в союзе с немцами. Теми самыми, которые поездами вывозили из Украины чернозем.
Или вот отрывок из записок Пушкина: «Не знаю выражения, которое было бы бессмысленнее слов: азиатская роскошь. Эта поговорка, вероятно, родилась во время крестовых походов, когда бедные рыцари, оставя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камушками на рукояти. Ныне можно сказать: азиатская бедность, азиатское свинство и проч., но роскошь есть, конечно, принадлежность Европы. В Арзруме ни за какие деньги нельзя купить того, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии». Ныне можно сказать, что в каждой лавке Псковской губернии — от продуктовой до строительной — турецкие товары количеством уступают лишь китайским.
А ведь подобного уровня развития Турция достигла за последние лет 20. Ну пусть даже за неполные 90, прошедшие с того времени, как Мустафа Кемаль принялся строить новое государство на руинах Оттоманской империи. Энергии и целеустремленности Ататюрка, которые позволили создать современное турецкое государство, стране хватает до сих пор. И недаром этого человека почитают здесь даже больше, чем Ленина в СССР. Его портрет есть на монетах и на стене в каждом кабинете страны, а его имя можно встретить на карте любого турецкого города.
Турецкие географические названия вообще сильно поменялись в XX веке. Жители некоторых городов так отчаянно сражались в войне за независимость против греков, англичан или французов, что с тех пор к названиям их городов добавили прославляющие приставки. Например, город Урфа стал называться славным — Шанлыурфа, а город Антеп получил титул Гази — герой.
На подъеме к крепости Газиантепа посетителей встречают статуи тех, благодаря кому город стал героем. Горожане помнят доблестных воинов поименно — у каждого пьедестала табличка с фамилией. За крепостными стенами устроена экспозиция с рассказом о сражении за Газиантеп. Рассказ, надо сказать, получился большой — метров 300 длинной.
Неподалеку от крепости разместился городской музей, где собраны сокровища Газиантепа. За несколько тысяч лет своей истории Антеп побывал под властью египтян, вавилонян, персов, греков, армян, византийцев, арабов. Но основной исторической ценностью музея почему-то считаются римские мозаики.
Самая знаменитая из этих мозаик называется «Цыганская девушка». Путеводитель по Турции сообщает, что не влюбиться в эту девушку невозможно. Заинтригованный пошел в музей. Данный экспонат находится в подвале, как и положено самым ценным вещам. На мозаике изображено красивое лицо. Правда, подпись на табличке гласит, что многие ученые считают, что это портрет не цыганской девушки, а Александра Македонского. Действительно, как тут не влюбиться?
У подножья крепости Газиантепа несколько узких улочек образуют квартал ремесленников. Названия этим улочкам не нужны, и так видно, где Гончарная, а где Кузнечная или Кожевенная.
Поплутав по улицам квартала ремесленников, неожиданно попадаешь на торговые улицы Газиантепа. И тут становится ясно, как сильно ошибался Пушкин — вокруг если не азиатская роскошь, то, как минимум, восточное изобилие. Прилавки ломятся от овощей и фруктов, всевозможных орехов, сухофруктов и восточных сладостей.
Бредешь по улице, любопытно разглядывая все вокруг. И стоит задержаться возле какой-нибудь лавки, как хозяин угощает каким-то лакомством.
Пока я фотографировал торговца тамариндом, вокруг нас собралось несколько его коллег. Один из них угостил меня своим напитком. Правда, не вкусным компотом из тамаринда, а питьем под названием сус — сделано оно, насколько я понял, из шелковицы; цветом напоминает очень крепкий чай; а вкус такой, что понадобилось о-очень большое усилие воли, чтобы проглотить эту гадость. Никто из этих людей не говорил по-английски, но один из них провел два года в Польше и бойко говорил по-польски. Я отвечал ему на украинском, и мы друг друга прекрасно поняли.
Вертелся у лавки, фотографируя фисташки — одарили жменей орехов.
Нацелил камеру на прилавок со сладостями — попробовал изумительный лукум и медовое печенье с фисташками.
Спросил, где находится чайная — дали закурить самокрутку с мягким турецким табаком. Пытался уместить в кадр бензоколонку в комнате на первом этаже жилого дома — чуть не угостили бензином.
С мусульманскими культурами мне до этого не приходилось сталкиваться вплотную, и, честно говоря, я удивился такому гостеприимству. Я уже давно считаю, что простые люди по умолчанию добры и приветливы, независимо от страны, в которой они живут. И я прекрасно понимаю, что современные западные представления об исламе сильно искажены страхом. Но подобного радушия я все равно не ожидал. Решил поискать истоки такого доброго отношения. Открыл Коран, и там на первых же страницах: «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах». Наверное, в одном из будущих постов, надо будет собрать подборку цитат из Корана и сделать портрет ислама «с человеческим лицом».
Кстати, спешу порадовать харьковчан. В Аммане сейчас +45, так что ваши +40 – это чепуха :)
у нас +40 это где-то в тени)))
я так поняла, что человеку с фотоаппаратом умереть с голоду не дадут ;)
Точно не дадут. Но тут главное не стать на скользкий путь попрошайничества :)
нам обещают 43 в ближайшие 2 недели :(
Вот ведь! вдруг начинаешь понимать, что турки действительно великий народ.
А написать «Ислам с человеческим лицом» – здорово было бы!
Вообще-то у меня – уверенность, что простые люди склонны скорее к доброте.
Проповедники толкают их к ненависти.
В.К.
Причем, этих псевдопроповедников на Ближнем Востоке тоже недолюбливают. Вот, например, один наш собеседник из Иордании считает, что на путь искажения ислама становятся те, кто не может утвердиться на других нормальных поприщах.
Уважаемый В.К. Не путайте пожалуйста христианских проповедников с псевдохристианскими. Я сам проповедник и к ненависти не толкаю других.
Твой друг из Иордании в высшей степени прав!
В.К.
Красочная статья. Только правильно ШАНЛЫУРФА.
Поправил, спасибо!