Этим постом было бы логично подытожить наши рассказы об Индии, но к нынешнему моменту мы уже так много времени провели в этой стране, что я решила нарушить хронологию.
Два года назад мы с Дексом уже ездили в Индию. Тогда за два месяца нам удалось обзавестись бритыми головами, горящими глазами и подцепленным где то, несмотря на соблюдение всех правил личной гигиены, вирусом духовности. Два года мы таскали с собой романтичный образ прекрасной Индии, и в этот раз из жаркой Иордании летели с ним наперевес на крыльях любви, а вовсе не Боинга, как могут подумать некоторые.
Но на этот раз отношения с Индией у меня с самого начала складывались намного сложнее. Пора первой влюбленности миновала, и сквозь частично придуманный (как я сейчас понимаю) светлый образ двухгодичной давности стали проступать недостатки этой страны. Через час поездки в вагоне слипер-класса (плацкарт с полками в три ряда) у меня начинал дергаться глаз, навязчивость попрошаек вызывала не свойственное мне желание причинить боль живому существу, а липкие взгляды по всем фронтам придавали новую окраску словам «напалм» и «геноцид».
Теперь, как и у любой пары, прошедшей через этап первой влюбленности, у нас с Индией оставалось два пути — понять и принять со всеми достоинствами и недостатками или расстаться навсегда. И вот я уже шестой месяц ради сохранения наших некогда радужных отношений изо всех сил пытаюсь понять и принять эту страну. Но скоро мы двинемся дальше на восток, и я готова признать свое поражение. Потому что я не могу понять Индию.
Самое дикое для меня — отношение индийцев к своим святыням. Набросать мусора или помочиться рядом с древним храмом, выкинуть какое-нибудь говно в маму-Гангу — религия, похоже, позволяет. Ну как можно понять, почему покрытый грязью шедевр архитектуры высится посреди помойки, а священная река больше похожа на сточную канаву?
Вот, например, Харидвар — один из семи святейших городов Индии. Сюда съезжаются паломники со всей страны, чтобы возложить на гаты для омовения упаковку от чипсов и пустить по священной Ганге ритуальный полиэтиленовый пакет.
Я никогда не пойму, почему страна, подарившая миру буддизм, йогу, шахматы и прекрасные музыкальные традиции, а себе — сонм забавных божеств и праздников, Махатму Ганди и Болливуд, изнывает от скуки. Целыми днями львиная доля населения слоняется по улицам в поисках хоть чего-нибудь интересного, часами треплется с соседями и по телефону или пялится в телевизор.
Мне сложно представить, как жили бедные индийцы в дотелевизионную эпоху, потому что телевизор — это их основное развлечение. В одиночку или группами, везде, где есть это чудо техники, они сидят с раскрытыми ртами и смотрят в экран. Вывести их из этого состояния бывает крайне сложно. Там же, где телевизор недоступен, роль экрана выполняют белые туристы, созерцанию которых индийцы могут предаваться так же долго и самозабвенно. Особенно это утомляет в поездах, где как минимум от десятка зрителей не спрятаться никак. Причем, выглядеть это будет точь-в-точь как коллективный просмотр фильма: рты открыты, глаза вытаращены, на особо интересных сценах пробегает шепоток, и все тянутся к «экрану» поближе. И совершенно не важно, чем ты при этом занимаешься — читаешь книгу, слушаешь музыку, стараясь не замечать прилипших к тебе взглядов, или пытаешься отрешиться и заснуть — попутчикам все это кажется чрезвычайно интересным.
О том, что в дороге можно занять себя чем-нибудь еще, индийцы, похоже, и не подозревают. За все время пребывания в Индии и бессчетное количество переездов я ни разу не встретила местного с книгой и лишь пару раз видела мужичков с газетами. Даже в карты на моей памяти в поезде играли всего один раз, и то — проводники в вагоне высокого класса. Молодые индийцы развлекаются еще с помощью мобильных телефонов, правда, тоже не самым приятным образом — включая на полную громкость музыку, в подавляющем большинстве такую, что лучше бы пялились.
Этот зашкаливающий интерес к белым, однако, оказался на поверку весьма ограниченным. Индийцам любопытно узнать две вещи — как тебя зовут, чтобы забыть еще в процессе произнесения имени, и есть ли у тебя дети, чтобы снисходительно ухмыльнуться, услышав «нет», и озвучить количество собственных отпрысков. Спросят еще, откуда ты явился. И никто не поинтересуется, что за страна такая — Украина, о которой он впервые слышит, чем мы живем, во что верим. Но непременно расспросят о том, что мы видели в Индии и даже не станут слушать, в каких еще странах мы побывали. Иногда мне кажется, что за пределами Индии, по мнению местных жителей, ничего нет. Разве что Пакистан, потому что надо же кого-то ненавидеть.
Мне не понять, как можно нормально существовать, не зная таких понятий как «приватность» или «личное пространство». А привыкшие жить огромными семьями на небольшой площади индийцы не понимают, зачем нужно закрывать двери в комнату и почему это белый мадам в автобусе не рад усаженному ему на колени маленькому индусику. Или выстроившейся вокруг столика в кафешке компании, заглядывающей мадаму в рот.
От этого взаимного непонимания у нас осенью даже пострадавшие приключились. В Джайпуре мы жили на окраине в одноэтажном домике, где штор не было, а окна из-за жары приходилось держать открытыми. Местная пацанва, прослышав о нас, принялась наведываться к дому и заглядывать в наше окно. Кто помладше — просто поглядеть, чем белые обезьянки заняты, кто постарше — в надежде на сиськи, наверное. Представитель первых был отловлен Дексом при попытке спрятаться в соседней пустой комнате и позорно выведен за ухо на улицу. А его товарищ постарше схлопотал крепкий белый подзатыльник. И если мелкий пацаненок пришел спустя полчаса ко мне извиняться, то его старший коллега, по-моему, не совсем понял, за что пострадал.
Я никогда не пойму, почему весь миллиард индийцев (за очень редким исключением) живет одинаковой жизнью — носит одинаковую одежду, ест одинаковую еду, смотрит одинаковые фильмы с одинаковыми актерами и слушает одинаковую музыку.
На кино и музыке отдельно останавливаться не стану, попса — и есть попса, разве что здесь она достигла максимальной степени попсовости. С одеждой тоже все более-менее понятно: если смотреть только болливудские фильмы, как узнаешь, что босоножки на шпильке не сочетаются с махровыми носками в зайчиках, а усатому мачо розовые сеточки с люрексом не совсем к лицу. Но на такие эксперименты идет только молодое поколение, люди старше 30 в одежде крайне консервативны. И если консервативность женская, выражающаяся в ярких сари и пенджаби, радует глаз, то мужская вызывает лишь жалость и недоумение. Потому что эта часть населения лет 10–15 назад в едином порыве затарилась одинаковыми штанишками невнятного фасона и цвета и такими же рубашками, в них и ходит поныне — засаленных и застиранных до дыр.
А вот с едой как-то странно в этот приезд получилось. В первый раз мы радостно дышали огнем и восхищались индийской кухней, теперь же перебрались в тибетские харчевни через неделю после прилета. Потому что все местные блюда оказались на один вкус — вкус смеси специй, которую жменями кладут и в мясо, и в овощи, и в супы. Нет, индийская кухня, конечно же, хороша и интересна. Раз в месяц, не чаще. Иначе она приедается, и очень быстро начинаешь чувствовать, что другие блюда становятся безвкусными — рецепторы не выдерживают такой атаки и отказывают. Зато теперь я начинаю понимать, почему индийцы не могут ничего есть без специй и посыпают ими даже ананасы и почему здешние сладости приторны до безобразия — слабо выраженных вкусов люди, с детства питающиеся смесью чили с имбирем, просто не чувствуют.
Как любое блюдо для индийца немыслимо без чили, так невозможна нормальная трапеза без риса. Молодой индийский муж нашей арамбольской соседки съедает в день по кастрюле риса. Иногда — с борщом в качестве подливы.
А то, что здесь умудряются делать с мясом, просто уму непостижимо. Я не знаю способов, с помощью которых можно довести курицу до консистенции сухих волокон с вкраплениями мелких костей, а баранину — превратить в кусок вонючей резиновой подошвы. Говорят, что индийцы не едят мясо по двум причинам — религиозным и финансовым. Добавлю от себя третью — то, что они готовят из мяса, зачастую просто несъедобно.
Хуже, чем с мясом, здесь обращаются только с животными. Их откровенно не любят и не считают достойными заботы и уважения. Это не относится к коровам, святости которых никто не отменял. Их подкармливают и не обижают. Но все равно питаются они в большинстве на помойках, чистотой и красотой не блещут.
Кошек в Индии очень мало, все встреченные нами экземпляры были тощими зашуганными тварями с безумными глазами. Собаки — это вообще неприкасаемые животного мира. А лошади и ослики — дармовая рабочая сила, которую кормить и мыть вовсе не обязательно, авось год-другой попашет.
Самое удивительное, что в соседнем и во многом похожем на Индию Непале отношение к животным — противоположное. Улыбка не сходила с моего лица, потому что там нас окружали откормленные мохнатые мулы, лоснящиеся от чистоты и здоровья лошадки с причесанными гривами и упитанные веселые собаки.
Я никогда не пойму особенностей индийской морали. Разнополым парам здесь не принято даже держаться за руки на людях, не говоря уже о более откровенных проявлениях чувств вроде объятий и поцелуев. В транслирующихся по телевизору западных фильмах затирают все более-менее откровенные сцены и «запикивают» все слова, обозначающие половой акт или половые органы. Даже «сисек» и «жопы», по мнению индийской цензуры, не существует.
При этом то, что происходит на улицах повсеместно и ежесекундно, на мой взгляд, покруче порнухи будет. Мужчины без всякого стеснения мочатся, где нужда застала, на глазах у женщин и детей, увлеченно чешут и мнут гениталии, оглушительно отрыгивают и пердят посреди разговора. Мне никак не понять, как вписываются эти «культурные особенности» в общество, считающее себя высокоморальным.
Кстати, в стране, придумавшей и проиллюстрировавшей Кама-сутру, нет ни секса, ни любви. Добрачные отношения строго порицаются, а с самим браком и того хуже. Родители женят своих детей, как мы собак спариваем: изучили родословную, сравнили гороскопы, дали разок обнюхаться и айда ебстись под венец.
По любви в Индии заключается ничтожно маленький процент браков, поскольку в традициях ни слова о любви нет, а соблюдаются они здесь неукоснительно. Тем же немногим, кто решился пойти наперекор традициям и родительской воле, грозит самое меньшее — изгнание из дома и несмываемый позор. А если какая отчаянная девушка решится выйти замуж за представителя из низшей касты — и вовсе убить могут. Индийские газеты пестрят заголовками о многочисленных «убийствах чести» и номерами горячих линий для влюбленных пар, скрывающихся от разъяренных родственников.
А массовая культура тем временем делает все, чтобы подтолкнуть неокрепшие умы к опрометчивым чувствам и поступкам. И в кино, и в музыке, с небольшими вариациями обсасывается один популярный сюжет — девушка не хочет выходить замуж за богатого уродливого жениха, потому что любит бедного соседского парня. Уверена, что все выловленные в реках жертвы «убийств чести», насмотревшись таких фильмов, рассчитывали на традиционный индийский хэппи-энд с примирением семей, песнями и танцами.
При этом, индийские мужчины нередко женятся на белых женщинах, которые вообще находятся вне кастовой системы. Но тут ситуация другая, в таком союзе ему и семье — очевидный профит. Где — счет в банке, где — паспорт иностранный, где еще что-нибудь полезное. Тут уж многие семьи готовы на традиции глаза прикрыть, потому что деньги давно вошли в пантеон главных индуистских богов.
Трепетное отношение к денежным знакам проскальзывает здесь во всем, начиная с патологического интереса к стоимости твоих вещей и заканчивая навязчивыми попытками нажиться на всем, чем можно. В основном этим «всем» выступают туристы, которые считаются богатыми и глупыми по определению.
Нажиться на белых местные пытаются по-разному, но в целом — не очень изобретательно. Самые популярные способы — банальное попрошайничество (при этом просящий далеко не всегда на самом деле нищий) и завышение цен. Чаще всего, крайне наивное:
— Сигареты, пожалуйста.
— 50 рупий.
— Утром было 40.
— Ммм… эээ… ну ладно, 40.
— Сигареты и колу.
— Пожалуйста, 100 рупий.
— С ума сошел? Сколько стоит кола?
— 25.
— А сигареты?
— 40.
— А теперь берем калькулятор…
Вообще, наивность — часть индийского менталитета. Вот, например, о чем мечтает среднестатистический молодой человек? Стать Болливуд-стар и жениться на белой. Каждый расскажет, что у него есть друг-брат-сват, которого прямо с помойки увезли на лимузине на съемочную площадку или на самолете в Англию. Расскажет так много раз и с такими подробностями, что сам поверит и станет ждать, когда же мимо его шалаша пройдет прекрасный продюсер или богатая принцесса. А хотя бы ногти постричь или грязь от одежды отковырять, чтобы красоту его неземную разглядеть легче было, и не додумается.
О чем мечтают индийские девушки, я так и не узнала. Иногда посмотришь в глаза, и кажется — ни о чем. У них-то все с рождения предопределено, а на мечты между учебой-замужеством-детьми-внуками времени не отведено.
Вроде столько всего еще обругать собиралась, а перечитала уже написанное и задумалась — а так ли уж все плохо и надо ли мне это понимать? Индуизм я принимать не собираюсь, замуж за местного выходить — тоже. Телевизор не смотрю, а от всяких попрошаек-разводил иммунитет давно выработался. Да, мое категорическое неприятие некоторых аспектов здешней жизни не позволит нам с Индией стать счастливой супружеской парой, но нет ничего, что помешало бы нам остаться хорошими друзьями.
P. S. Индия — удивительная страна, я убеждаюсь в этом снова и снова. Она меняет твои планы, ведет и подталкивает, учит и дает ответы. В тот день, когда этот пост был закончен, Индия решила добавить мне +1 к толерантности. Случайный собеседник на автобусной остановке минут 15 расспрашивал о нашей стране. Через пару часов после этого я впервые спокойно заснула в полупустом вагоне слипер-класса. Который, в свою очередь, привез нас в богатую и благополучную Кералу, где под ногами не гниют помои, а жители не тычут в белых обезьянок пальцами.
Очень скоро я покину Индию, и два противоположных чувства грозят разорвать меня на части. С одной стороны я испытываю облегчение — ни одной стране еще не удавалось выводить меня из равновесия с таким постоянством. А с другой — грусть. Потому что, черт возьми, мне было здесь по-настоящему хорошо.
Dexter: Ко всем вышеописанным индийским «ужасам» я отношусь спокойно. Настолько спокойно, что мы даже поссорились со Станиславой Павловной, когда я принялся писать комментарии к ее посту. В итоге я ограничился лишь такой ремаркой в конце: «А теперь давай хором вслед за героем Джека Николсона из «Anger management» споем: «I feel pretty, oh, so pretty…»
На той же остановке, где Стаська прокачивала толерантность, со мной заговорил индиец средних лет:
— Ты откуда?
— Из Украины.
— М-м-м… А куда едешь?
— В Кумта.
— А оттуда?
— В Варкалу.
— А 50 рупий мне дашь?
— Нет.
— А 20?
— Тоже.
— Ну ладно.Три часа спустя мы играли в карты на вокзале, в ожидании безнадежно опаздывавшего поезда. К нам подошел еще один индиец. Не говоря ни слова, он расстелил грязную тряпочку и улегся спать в 20 сантиметрах от нас. Мы оглядели полупустой перрон, пожали плечами и продолжили играть. Потом дядька начал храпеть. Потом пердеть — сначала исподтишка, затем вслух. Стаська ехидно косилась на меня. А я и глазом не моргнул. Ей назло.
Может, вам стоило поехать на север Индии? Сикким, Западная Бенгалия, Химачал Прадеш, Ладакх? Там чище, духовнее (пардон), меньше людей и у них более обширное личное пространство.
Кое-где из списка были. Там действительно чище и свободнее. Но ведь это – небольшая и нехарактерная часть огромной страны. Такое же исключение, как Гоа или богатые индийцы, стремящиеся к европейскому стилю жизни.
А что касается «чище», так меня не сама грязь смущает, а отношение к ней местных.
Почему нехарактерная? Сибирь – характерная часть России или нет? Это просто разные части одной страны. В Индии ты уезжаешь из одного штата, попадаешь в другой – и все, капец, окружающий мир меняется так, как будто попал в другую страну.
Меня тоже напрягает, когда индийцы в Калькутте гадят в уличную канавы. И когда пристают рикши. Но я стараюсь в Индии обходить стороной неприятные мне места и путешествовать по тем, где хорошо. Индия большая и очень разнообразная.
Нехарактерная хотя бы потому, что людей там живет ничтожно мало относительно всей страны, а в Химачале в туристических местах и вовсе тибетцы доминируют. А остальные штаты (в которых мы были) после суммарных 8 месяцев уже практически и не отличаются друг от друга в контексте этого поста. И, грубо говоря, в Раджастане на тебя пялится мужик в тюрбане, а в Керале – мужик в подвязанном дхоти.
А вот тут у нас другой подход. Ограничиться в большой и разнообразной Индии парой мест, где тебе будет комфортно, конечно же, можно. Но это подход лонгтаймеров, живущих в регионе. А мы, все-таки, стараемся путешествовать и посмотреть как можно больше.
Я имела в виду, что можно путешествовать по приятным местам, а не жить в одном, но долго. Но не суть. Я поняла твою позицию. Наверное, когда окажетесь в Малайзии, будет постиндийский шок. А у нас наоборот: когда приедем в Индию после Малайзии и Таиланда.
все это конечно правда, но как-то слишком уж вы напираете на западные ценности, которых Индии не хватает
запад есть запад, восток есть восток, говаривал Киплинг, и вместе им не сойтись. было бы даже скучно, если бы все странны и культуры имели одинаковые ценности и привычки
я вот недавно читала интервью с англичанином, побывавшем в Киеве – честно говоря стало стыдно немного за нашу страну, и подумалось, что в Индии туристам так туго не приходится
Отсюда, из Индии, Украину легко можно отнести к западу. Выходит, что всю сознательную жизнь я провела в среде, где приняты как раз «западные» ценности. Поэтому и смотреть на восточную культуру я могу только через эту призму.
Да, это замечательно, что мир еще не глобален настолько, чтобы все страны были под копирку. Собственно, для того мы и путешествуем, чтобы увидеть эти различия. Но что-то из увиденного мне нравится, а что-то бесит. Это нормально, это – точка зрения. И я вовсе не предлагаю срочно высадить здесь десант миссионеров-европеизаторов:)
А насчет Украины вы правы! Мы уже давно всех европейских туристов, которых встречаем в пути, отговариваем ехать в Украину. Понимаем, что им там несладко придется.
да я на самом деле во многом с вами согласна, была в Индии две недели, тоже ездили в грязненьком слипере, под пристальными взглядами со всех сторон, по сто раз отвечали любопытным откуда мы и как зовут, ну и все остальное. но если не зацикливаться, то оно особо и не напрягает.
единственное что действительно выводит из себя – это мусор. и, кстати, в Катманду река Багмати тоже загажена в лучших индийских традициях.
Когда мы в первый раз были в Индии, нас два месяца ничего особо не напрягало. Тогда все это казалось просто еще одним штрихом к общему колориту страны. Но теперь мы немного попривыкли к Индии, сари и коровы отошли на задний план, а все эти мелкие неприятности – наоборот выдвинулись.
Багмати и остальные реки низинного Непала индийские традиции, по-моему, даже переплюнули. В Индии мусор в реки бросают, как и повсюду в других местах, а в Непале они в прямом смысле слова выполняют роль помоек.
понятно) наверно я тоже после нескольких месяцев в Индии стала бы на вашу сторону)
круто! обычно когда мне рассказывали об Индии, как там все ужасно, грязно и «низачтобынепоехала», я отвечала, что мои друзья пробыли там 2 месяца и им так понравилось, что едут с нетерпением туда еще.
Теперь, похоже, придется соглашаться с оппонентом :)
спасибо, интересно было почитать мнение «родных душ».
«веселые собаки» – улыбнули.
С «низачтонепоехалабы» я бы на твоем месте все же не соглашалась – Индия не заслуживает такого отношения. Да, грязно. Да, местами неуютно и неприятно. Но этими мелочами ради всего остального можно и пренебречь, а если приехать ненадолго, то и не заметить.
Кстати, после путешествий по Ближнему Востоку ты уже немного морально готова к грязи :)
Спасибо большое за Ваш рассказ! Всегда мне мечталось побывать в Индии, сейчас эта мечта не исчезла, а переосмыслилась…
Очень разделяю ваш интерес к другим культурам и спасибо за то, что вы делитесь своими впечатлениями!
У вас хорошая мечта. Удачи в ее осуществлении!
Любая река имеет предназначение быть помойкой, ведь она уносит мусор куда-то. В свое время не мог смотреть без отвращения на берега Нила. Могу предположить, что река Лопань, которая, подобно горной реке, не замерзает при температуре -20, тоже ромашками не пахнет, а уж из чего состоит Дунай – мне даже страшно подумать, и Ганг, наверное, почище будет, просто грязь в нем «весома, груба, зрима».
Странно, что вся эта грязь вылезла наружу и начала раздражать с таким запозданием, мне, к примеру, подобные вещи с первого раза всегда настолько неприятны, что я второй раз в подобное место шагу не сделаю. Это, наверное, все после кайфа, полученного в горах, все-таки мы – люди северные и южный менталитет нам совсем чужд.
Грязь грязи – рознь, тут согласна. И, пожалуй, тряпки с полиэтиленом безобиднее отходов химического производства будут. Но мы-то не экологи, а созерцатели, и оцениваем реки чисто с визуальной стороны.
А в первый раз мы объехали за два месяца столько городов и достопримечательностей, что на негативные моменты не хватило ни времени, ни оперативной памяти.
?»…мне здесь очень спокойно. Именно таким я и представлял себе место, куда мне еще хотелось бы поехать. Кстати, соседка сказала, что такова и есть настоящая Индия. Индия, где пресловутых коров с огромными завернутыми кольцом рогами, аки любимых собачек, водят на веревочке, где пакет с молоком вставляют в решетку ворот уже полседьмого утра, где свежая «The Hindu», брошенная на ходу ловким развозчиком газет, плюхается к тебе на крыльцо как раз к утреннему чаю…»
Охотно верю, что бывает и так. Как я писала выше, и мы первые два месяца в Индии пребывали в состоянии, близком к эйфории. Но все же, мне кажется, что 6 недель в Керале и 6 месяцев в 10 штатах дают разную по степени объективности картину «настоящей» Индии.
Точно, мой первый комментарий был о пребывании в маленькой частной аюрведической клинике в Керале осенью 2009 года. А через год по пути домой был такой случай:
В аэропорту Бангалора при посадке на рейс, вылетавший в Бангкок, у меня возник спор со служащим, следившим за погрузкой багажа. Он открыто просил денег за перегруз багажа, который он якобы – на самом деле, ошибочно – определили как лишний. Времени до вылета оставалось мало и апеллировать к начальству аэропорта или «Эр Индии» было некогда. Тогда я достал деньги, протянул их вышеупомянутому служащему и на глазах у всей очереди попросил своего сопровождающего снимать эту «мизансцену» на камеру. Менеджер стал закрываться руками, и, быстро исчезая, дал распоряжение на стойке пропустить мой багаж. Естественно, без какой-либо дополнительной оплаты. Вот так. Одному этому поганцу удалось смазать впечатление об Индии при всем моем очень хорошем расположении к трогательному «индийскому народу».
Представляете, сколько у нас всяких неприятных случаев было? Такого, как с вами, правда, не случалось – все больше раздражающие мелочи.
Но, к счастью, впечатление о стране складывается не только из негативных вещей. А уж позитива Индии не занимать.
Эт точно! Иначе зачем бы мы туда все время ехали.
Кстати, вас весело и интересно читать. Спасибо.
И вам спасибо!
классная статья, никогда там не был, собираюсь там, в Индии, делать бизнес. Оч понравилось
Не хочу навязывать свое мнение об индийцах, как бизнес-партнерах, но посоветовал бы вам перед тем, как обустраивать дело – пожить в Индии хотя бы пару-тройку месяцев и посмотреть, как неспешно и безалаберно здесь все делается.
согласен, но Россия тоже не идеал. Я занимаюсь сетевым маркетингом. Из-за огромного количества населения в Индии просто рай для этого бизнеса. Это доказали уже сетевые компании, которые там представлены.
Открытие рынка Индии у нас в ноябре, вот туда планирую в это время
Что ж, удачи! Расскажете потом, как это было.
Очень похоже на мои ощущения перед отъездом после двух лет путешествий по Индии. Та же эйфория сначала, то же поражение в конце. Но я со всем, кроме отсутствия личного пространства, смирилась, а по еде жутко скучаю. Вернусь, когда память о липких взглядах и руках поутихнет или выработается иммунитет против этого (ага, лет в 50, когда мне станет пофиг ))).
Для меня тоже по-настоящему критично только личное пространство. Остальное – не более чем раздражающие мелочи.
Неужели в ЮВА проблемы с индийскими ресторанами? Мне казалось, что их должно быть очень много в регионе.
Да с наличием ресторанов проблем-то нет. Проблема в их дороговизне ))) Это уже экзотика ж. Я не готова была в Тае есть алу гоби за 250 бат, ну никак это в голове не укладывается. В Малайзии и особенно Сингапуре с индийской кухней лучше, там индийцев много, но долго там жить или хотя бы путешествовать мы по разным причинам пока не хотим.
Понятно. Я просто вспомнила свое первое знакомство с индийской кухней, которое произошло в Камбодже. Это было очень вкусно и не намного дороже местных блюд. Вот и подумала, что везде в ЮВА так.
Выходит, нам повезло с кулинарными пристрастиями – любимые тайские рис и лапша с морепродуктами раз в 5 дешевле будут, чем алу гоби.
Кстати, а как тебе филиппинская кухня? К чему она больше тяготеет – рис-лапша или овощи?
К МЯСУ она тяготеет ))) Вегетарианцам тут туго. Разве что сыромоноедам везде хорошо.
Ну и рис, конечно – основа. Я пока еще ни в одной «рисовой» стране не видела такого разнообразия риса (невареного) в магазинах – сортов 10-20 может быть в два ряда в мешках с хитрыми названиями типа Royal Crown, Sunrise Star и тп.
Причем тут кухня такая, что «бороться» и привыкать особо не надо, не остро, нет перебора трав душистых, мало непонятных штук, то есть русскому на улицах тут легче, чем в Индии и Тае. Чая, правда, нет.
Чем больше мы от вас узнаем о Филиппинах, тем сильнее становится ощущение, что мы проведем там немало времени. Надеемся, вместе с вами :)
Да, было бы здорово, если бы вы добрались ) Мы тут наверное надолго, так что дождемся ))
Ну и не сказать, что у нас пристрастие к индийской кухне. Скучаем, но не критично, сами сготовим, если чо, как и с русской. Мы вообще всеядны и нигде не пропадем )
знакомые чувства. меня больше всего в Индии убила как раз их псевдодуховность. с одной стороной все носятся со своей кармой и чуть что бегут в храм веночков на божество навешать и всего, чего в жизни не хватает, попросить. а с другой – совершенно не соображают, что элементарное проявление уважения и заботы об окружающих, женщинах, старцах, детях, природе может улучшить эту карму по простому закону «причина-следствие». в этой огромной стране древняя мудрая традиция сохранилась лишь в отдельных личностях, надежно укрывшихся в горных монастырях..
К сожалению, это касается не только Индии, а и всего мира. Что поделать, Кали-Юга.
согласна, но в Индии ведь духовность преподносится, как что-то особенное и доступное только им, не зря туда едут за «духовными учителями», хороший ПР. В то время, как к примеру, Европа или штаты давно молчат на этот счет и признают поражение..
Тоже верно. Но мне кажется, что по большому счету образ «духовной» Индии создали именно западные люди. Или даже не создали, а спровоцировали.
Ну как не возникнуть идее о легкой наживе, когда вокруг снуют толпы хиппи, которые знают, что чего-то ищут, но совершенно не понимают, чего именно. Вот саибабы и возникают всяческие. Мне недавно очевидцы рассказывали, во что превратился ашрам Ошо в Пуне – лохотрон чистой воды.
Я согласна с Тоней.Судя по рассказам моих знакомых о Бенгалии и Сиккиме там как-то получше в смысле образованности,а отсюда и толерантности.Хотя многие семьи все же консервативны.
онечно дико извиняюсь…Короче, мне наверное повезло с нестандартными индийскими гражданами- один очччччень не любит ,когда кто-то пытается вторгнуться личное пространство,два других любят фильмы Сакурова и песни..ха-ха… Нины Матвиенко.Четвертого начальница так пилила за десятиминутный простой,что даже мне не по себе стало-это было жестко.По части волынских топонимов меня просветил коренной маратх.До сих пор помню года два назад мне пост попался о тамошнем провинциальном учителе биологии,который нашему хлопцу прочитал лекцию о философии Сковороды.Ясен пень в их деревеньке интернетом и не пахло…
От Ошо они сами не в восторге,как и лени и от грязи своих городов,жизни по накатанной схеме,ортодоксов,расизма, убийств чести и прочих местных изысков.Вообще, по-моему ,тамошней молодежи очень нелегко,хотя бы городской: они вроде бы уже вкусили типа западных благ, а с другой стороны родители и общество( куда ж от него) прессуют и от местных заморочек не так-то легко избавиться.
Наши обликоморале тоже знают ведь куда прутся.Зачем тогда все это нытье про грязный Ганг и сырые простыни. Иногда такую фигню читаешь в постах людей,которые там годами жили.Что-то я загнула:)Смысл в том…люди, особенно граждане пакетнички и прочие там ганджубасники:)Любите страну,в которую приезжаете,без кипяточка,конечно,и,не исключено, она ответит Вам взаимностью.
Ух, вот это у тебя накипело :)
Отвечу, как и Тоне – Бенгалия и Сикким, даже если к ним прибавить Химачал и Ладак – это далеко не вся Индия. И молодые продвинутые индийцы из богатых семей – это далеко не все индийцы, в процентном соотношении их настолько мало, что они скорее являются тем самым исключением, которое подтверждает правило.
И мы бывали в прекрасных спокойных и чистых местах, нам попадались умные образованные индийцы, но в целом мои ощущения остались такими, какими я их описала. Это – мои личные ощущения и мои личные проблемы, еще раз повторюсь, что не призываю все срочно менять. А вот грязь в Ганге и не только – это факт, просто одни его спокойно констатируют, а другие устраивают по этому поводу истерики, которые мне тоже читать очень неприятно.
Ясно что личные,тем они и интересны:) В прошлый раз сомневалась стоить ли оправлять то,что наваяла вообще,но потом решилась.Все мои знакомые как раз из бедных семей.Просто сиквел «Миллионера из трущоб» можно снимать.
Я вот на Самару смотрю и думаю: коровки искупались,затем лошадки,потом заводик сахарный чего-то слил,студенты опять же одежду простирнули.Консерные банки,ил,ну и прочая органика….че там Ганг то этот:)))))
Насчет знакомых – мне это странно. Хотя, учитывая, что население Индии давно перевалило за миллиард, а в случайности и совпадения я верю – все возможно, спорить не буду.
А в Ганге – ну да, все тоже самое, в общем-то. С поправкой на количество народа, в нее гадящего, и на то, что Самару или нашу родную харьковскую Лопань священными при этом не считают и купаться всем семейством в них ежедневно не лезут.
ой, земляки :)
привет!
у меня с индией тоже какие-то странные отношения складываются. в первый приезд в прошлом году на 2 недели всё было так замечательно, голден темпл и гималаи, о боги! после этого я решила поехать на подольше, но финансово помочь себе в путешествии нечем, поэтому решила поехать на стажировку через айсек. с декабря 2010 живу в городе Ахмедабад (Гуджарат), и если сравнить меня декабрьскую и меня майскую – то мнение об этой стране ощутимо отличается. Иногда я ловлю себя на мысли, что эту страну терпеть не могу и надо бы побыстрее отсюда сматываться, энаф из энаф. Но через пару часов втыкаю в окно, мечтаю о всяких там кералах и дарджилингах, до которых ещё не доехала, и думаю, черт, да тут на самом деле так клёво. короче сплошной какой-то парадокс с этой индией, я ее люблю и ненавижу одновременно зато теперь у меня есть реалистичное представление, а не «волшебная индия, пахнущая специями». мы то с вами знаем, что специями она пахнет далеко не всегда )
зы. рвущихся в украину мне тоже постоянно жаль. мне кажется, иностранец там ещё беззащитнее, чем в индии.
Вот, очень точное слово слово вы подобрали – «парадокс». Ни одна страна еще не вызывала таких сильных и противоречивых эмоций. Incredible India :)
ожидала… где-то подобного поста)))
но мы тоже далеко не идеал))))))) страны и традиций)
Понравилась статья! Столько людей пишут о том, как в Индии прекрасно, духовно и «здесь бы и прожила всю жизнь», я после этого себя немного ущербной ощущала. Думаю, наверно я что-то не понимаю!!!! Только я все эти индийские особенности заметила в первый же приезд, мы провели на юге Индии три недели в частых переезда, и я очень устала морально! Причем, конечно много опыта и интересно было, но блииииииииин, всё, о чем ты пишешь, про людей, личное пространство, ЕДУ (я вегетарианка, надеялась, что там будет рай, а вышло все наоборот, у них такие плохие овощи (((((((( ), грязь и т.п., всё именно так как я и ощутила. Вообще поняла, что мне лучше в походы куда-нибудь, где людей поменьше, вот, как Тоня советует, наверно стоит на север съездить.
p.s. но конечно были моменты, которые понравились, например, что мало пьющих и курящих людей в общ. местах. Наши поезда подальше от Москвы — тоже ещё та жесть, не знаешь, где лучше, среди индийцев или нашего быдла…
Спасибо за статью. Нашла подтверждение своим ощущениям. В Индии не была, хотя неоднократно поступали предложения и были возможности. Первая моя азиатская страна – Непал. В первый раз – безоговорочное принятие, влюбленность и последовавшее невероятное притяжение. Каждый день по возвращении мечтала снова туда поехать. Раньше в своей жизни ничего не хотела так долго и страстно, как снова поехать в Непал (желания, конечно, были, но обычно либо очень сильные, но не слишком долгие, либо напротив – вялотекущие в течение длительного времени, а тут…). И вот прошел год и снова я лечу в любимую мной страну. И получаю множество «но», «однако» и менее цензурных впечатлений. Вполне созвучно с текстом Стаси. :) После первой поездки я всем окружающим могла часами рассказывать о Непале с неизменным восторгом и энтузиазмом, сейчас вот куда более трезво, объективно и спокойно. Зато как прибавилось опыта! Теперь я гораздо лучше знаю и понимаю эту страну, этот менталитет… И побывав там во второй раз, я думала – всё, довольно с меня Непала. Получила и много хорошего, и много разного опыта, и вполне мягких уроков. В следующий раз – в другое место. Однако уже в самолете меня накрыла волна тоски по непальскому солнцу и местной энергетике. Там можно быть счастливым просто потому, что живешь, дышишь, ходишь по земле. Там действительно возникает ощущение потока жизни – когда нивелируется наше постоянное чувство беспокойства и необходимости спланировать-предусмотреть-продумать-запастись вариантами… Там я ощущаю себя свободной и счастливой, чувствую, что я часть этого мира и мир заботится обо мне… Так что несмотря на многие неприятные моменты местной культуры я люблю и принимаю Непал. Но в Индия мне по-прежнему не хочется. Спасибо Стасе за поддержание моих внутренних образов. Еще чуть меньше сомнений. :)
Не совсем понятно, зачем вы вообще едете в Индию, а потом пишите про нее гадости. Если не понимаете – не лезьте в чужую страну, традиций и быт которой никогда не постигните. Это намного лучше, чем писать потом недовольный высер о поездке. Се ля ви.