Когда вязкая трясина маникаранского безделья, влажно чмокнув, выпустила нас из своих объятий, мы двинулись в сторону очередного святого городка в Гималаях. Мне не хотелось туда ехать — гималайские дороги и индийские рейсовые автобусы уже порядком утомили. Добраться до Ревалсара можно часов за 6 с тремя пересадками, что казалось мне тогда непомерной платой за очередное горное захолустье. Но Декстер настоял на поездке туда и, как оказалось вскоре, был прав.
После нескольких часов очередной тряски по узкому разбитому серпантину, мы вышли из автобуса в уютной зеленой долине, посреди которой расположился Ревалсар, священный для буддистов и индуистов. На самом деле, свят не столько город, сколько здешнее миниатюрное озеро, окруженное пестрыми храмами и древними легендами.
Жми кнопку, слушай песню Sa Dingding «Holy Incense (Chinese Version)», 4 Mb
По версии индуистов, озеро Ревалсар возникло в результате божественного вмешательства. Как, впрочем, и любой другой священный объект индуизма. Давным-давно в окрестных горах жил мудрец Лома. Он годами предавался аскезе, беспощадно истязая свое тело во имя господа Шивы. В те далекие времена индуисты играли с богами в то, что мы сейчас называем ролевыми играми, РПГ. Мудрецы годами накапливали духовные заслуги, чтобы потом обменять их на новые умения и навыки или на волшебные артефакты. Но когда к Ломе явился Шива и предложил дар в обмен на накопленные заслуги, мудрец заявил богу, что видеть его — и есть лучший дар. Шива растрогался от такой скромности и все же вручил аскету подарок — чашу с водой. Да не простую, а волшебную. Чем больше Лома из нее пил и угощал жаждущих, тем больше воды в ней становилось. Так, в конце концов и получилось озеро Ревалсар.
Буддистская история длиннее и драматичнее. Больше тысячи лет назад в здешних краях лежала страна Захор, и правил ею индийский царь. И была у него дочь с интригующим именем Мандарава. Правители соседних земель табуном валили к царю просить ее руки, но принцесса выбрала иной путь. Она долгие годы занималась изучением Дхармы и медитацией и в конце концов стала буддистской монахиней. Отец поощрял занятия дочери, а местные жители безмерно уважали Мандараву и считали ее практически святой.
Каково же было всеобщее удивление, когда до царя дошел слух о том, что его дочь живет с простым монахом, появившимся невесть откуда. Правитель сперва не поверил, но решил все же проверить этот слух и послал своих слуг во дворец Мандаравы. Там они стали свидетелями удивительной картины: в покоях принцессы на троне, украшенном драгоценными камнями, восседал молодой человек. Лицо его было преисполнено достоинством и величием, а тело окутано сверкающим ореолом. А Мандарава в окружении своих слуг и последователей сидела перед ним на полу, почтительно сложив руки и внимая каждому его слову.
Когда царю доложили об увиденном в покоях принцессы, он пришел в ярость. Как ни уговаривали приближенные правителя не направлять свой грев против необычного гостя дочери и не портить себе карму, он приказал схватить всех, присутствовавших в той комнате. Слуг и последователей Мандаравы царь повелел заточить в тюрьму, ее саму на 25 лет бросить в темную яму с шипами. А молодого человека ожидало сожжение на костре.
Но драмы не получилось. Потому что этот человек был не просто бродячим монахом, а реинкарнацией самого Будды Шакьямуни, великим мастером Падмасамбхавой. И умел он не только окружать себя сверкающим ореолом, но и кое-что посерьезнее. Когда под ним запылал огонь, внезапно пошел ливень и зазвучала музыка. Костер превратился в озеро, окруженное радугами, а в его центре расцвел прекрасный цветок лотоса, на котором восседал сам Падмасамбхава.
Узнав об этих чудесах, царь отправился самолично убедиться в происходящем. Потрясенный увиденным до глубины души, он быстро осознал, насколько несправедливо обошелся дочерью и великим мастером и чем это грозит его карме, и лишился чувств. Придя в себя, царь впал в отчаяние — рвал на себе волосы, выл и катался по земле. Пока кто-то из его министров, расстроенных подобным зрелищем, не посоветовал ему чистосердечно раскаяться и задобрить Падмасамбхаву дарами.
Царь успокоился и начал действовать. Он собрал перед озером весь свой народ — независимо от пола, возраста, касты и веры — и на его глазах совершил перед Падмасамбхавой несчетное количество простираний. Затем он вознес ему молитву, по завершении которой преподнес в дар свое царство. А в довесок — одеяние и корону.
Великий мастер принял подарок и успокоил экс-царя насчет его кармы, объяснив, что все произошедшее было направлено на то, чтобы привести того на путь Будды. Обрадованный царь приказал подогнать свою парадную колесницу, впрягся в нее вместо лошади и на глазах у всего народа повез великого мастера во дворец.
Принцесса же оказалась не столь сговорчивой, как ее учитель. Когда бывший царь повелел выпустить ее из ямы, Мандарава отказалась выходить наотрез, заявив, что никогда не перечила приказам отца и намерена провести здесь отведенные ей 25 лет. Тогда царь сам пришел к ней со слезами раскаяния на глазах и убедил вернуться во дворец.
Падмасамбхава взял свою преданную ученицу в жены, и вместе правили они страной Захор до тех пор, пока все ее жители не встали на духовный путь Будды.
Но на этой традиционной ноте история Падмасамхавы не заканчивается, а для тибетских буддистов только начинается. Потому что исполнив свое предназначение в индийских Гималаях, великий мастер отправился в Тибет, чтобы и там открыть людям учение Будды.
Надо сказать, что Тибет в те времена представлял собой мощную империю с агрессивной внешней политикой, а сами тибетцы вовсе не походили на нынешних одуванчиков. Кровожадные демоны древней религии бон заправляли страной и помыслами народа, и многочисленные шаманы совершали кровавые обряды, стараясь этих демонов хоть немного задобрить.
Падмасамбхава успешно достиг Тибета, где нашел множество сторонников и с их помощью одолел демонов бон — кого уничтожил, а кого просто перевоспитал в новые буддистские святые. Именно его появление в высокогорной стране послужило началом становления тибетского буддизма. Неудивительно, что Падмасамбхава или Гуру Ринпоче сегодня является одним из главных тибетских святых. А озеро Ревалсар или Цо Пема — одним из главных мест паломничества.
Священное для индуистов и буддистов, это место не осталось без внимания и сикхов. Правда, вместо красивой легенды у них с городком Ревалсар связан исторический эпизод сомнительной важности. Последний, десятый гуру сикхов Гобинд Сингх однажды провел здесь месяц, подбивая местных правителей вступить в борьбу против могольского императора Аурангзеба. Конечно же, паломников-сикхов в Ревалсаре в десятки раз меньше, чем буддистов, но разноцветные тюрбаны все же мелькают вдоль берегов священного озера.
Драматические события из легенд и историй остались в далеком прошлом. Сегодня в уютной долине, обрамленной зелеными холмами, царит мир и покой. Нынешний Ревалсар — одно из самых расслабляющих мест в Индии. Паломники размеренно бродят вокруг маленького озера, на берегу которого вперемешку выстроились индуистские храмы и буддистские монастыри.
Кто-то вращает молельные колеса.
Кто-то вешает цветные флажки с мантрами.
Кто-то кормит разжиревших на дармовых харчах священных карпов.
Обезьяны, которых здесь не меньше, чем паломников, резвятся на мелководье.
И строго следят, чтобы понаехавшие паломники не шалили.
Трепещут на ветру белые погребальные флаги на склонах холмов.
Звенят на закате монастырские колокола.
А сам святой мудрец Падмасамбхава смотрит на это все со своего пафосного пьедестала и как бы говорит нам: «Все путем!»
И он чертовски прав!
«Когда вязкая трясина маникаранского безделья, влажно чмокнув, выпустила нас из своих объятий» – это супер! Такого эротичного начала среди постов еще не было))
Вот теперь я сижу и напряженно вспоминаю, когда именно Стаська этот пост писала и чем это ей так навеяло:)
«Правители соседних земель табуном валили к царю просить ее руки, но принцесса выбрала иной путь» – и сразу вспомнился анекдот про аленький цветочек))
А расскажите, что-то я не припомню такого…
Купец спрашивает дочек, что им привезти из заморских краёв, и две старшие просят обычные вещи, типа айпад, айфон и т.п., а младшая говорит: «Привези мне, батюшка, для сексуальных утех огромное заморское волосатое чудище»; отец ни за что не соглашается, тогда дочка со вздохом говорит: «Ну что ж, тогда пойдём по длинному пути. Привези мне, батюшка, аленький цветочек».
Возникает у меня законное сомнение: а канализационные стоки в этом благословенном месте куда отводятся?
Какие стоки, о чем вы? Святые не гадят!:)
Насчёт святых даже сомнений нет, а туристы? а обслуга туристов и святых? а родственники святых и обслуги? уверен, что далеко не все там на аскезе сидят))
В Ревалсар, думаю, все же не сливают что попало. Там в округе еще несколько живописных горных озер есть, не таких священных.
Здесь был тупой комментарий типа «Спасибо!!!!!!!» и рекламная ссылка на убогий сайт. Все это было зверски замодерировано.
Господа недосеошники, идите-ка лучше уроки поделайте, а то вас мама заругает.
Иногда, сидя в промозглой осенней Москве, просто физически необходимо почитать о подобном месте. Горы, озера, буддизм Индия. Все эти нотки трогают моё сердце. Упоминание их всех в одном посте одним аккордом помогает двигаться.
Как красиво там когда все зеленое, я была ранней весной. еще ничего не зеленело!!!