Когда-то давным-давно в Греции люди сидели совсем без света, прямо как в Украине в 90-е в и Грузии еще совсем недавно. То есть свет, конечно же, был, но только у избранных — на Олимпе, опять-таки, как в нашем недавнем прошлом. Но избранные отличаются от остальных тем, что им есть, что терять.
В общем, был у греков избранный по имени Гефест, и было у него этого света хоть завались — он на световой фабрике работал. Но вскоре объявился Прометей — физически развитый юноша, прямо настоящий титан. Он все бродил по Олимпу, смотрел, что плохо лежит. Все лежало хорошо, и только огонь у Гефеста никто не догадался охранять. В общем, Прометей похитил огонь. Легенда эта греческая, а не ближневосточная, поэтому он передал огонь людям совершенно безвозмездно. Когда избранные узнали об этом проступке Прометея, то решили страшно наказать его — приковать к скале на краю земли и позволить орлу бесконечно клевать его печень. А край земли тогда находился в Грузии, под Боржоми.
Кстати, интересно, совпадение ли это, что у греков, в изобилии пивших вино, в мифе говорится о регенерации печени?
А вот еще один греческий миф. Когда-то давным-давно двое детей, Фрикс и Гелла, спасались бегством от своей мачехи. Мачеха видно, была дамой целеустремленной, потому как вскоре не умеющие плавать дети оказались на берегу моря. Но тут им на помощь пришел Зевс. Правда, как и во всех греческих мифах, помог он лишь немного, чтобы не лишать людей удовольствия самостоятельного решения проблем. В общем, Зевс послал детям на помощь водоплавающего барана, на спине которого они могли бы доплыть до Колхиды. Гелла держалась за баранью шерсть как могла, но в конце концов силы оставили ее, и она утонула, когда до Колхиды оставалось плыть уже совсем немного. Позже греки так и назвали это море — Геллеспонт. А Фрикс все-таки добрался до цели и весьма оригинально отблагодарил своего спасителя — принес его в жертву Зевсу и освежевал. Баран вознесся на небеса и теперь называется созвездием Овна, а шкура его стала называться Золотым руном и еще долго не давала покоя множеству людей, включая Язона, Медею и аргонавтов. Так вот, Колхида — это древнее название западной Грузии. И сегодня Батуми встречает людей, прибывающих из-за Черного моря, статуей Медеи с Золотым руном в руке.
Но достаточно Греции, перенесемся в грузинский город Гори, тот самый, в котором находится музей Сталина. Средневековый путешественник Журден де Северак писал в своих заметках: «О Георгии скажу: во всем она сходна с нашей страной; все там христиане и люди воинственные». Как бы в подтверждение этому рядом с храмом в Гори, на лужайке под городской крепостью кружком сидят древние воины. Сверху из крепости они напоминают огромных троллей, которые прозевали рассвет и так и остались сидеть окаменевшими на полянке. Фигуры хранят следы ужасных ранений: у кого-то не хватает конечностей, у кого-то проломлен череп, у кого-то рассечена грудь.
Эти воины сражались и погибли в боях за независимость своей родины. И теперь они собрались вместе даже не поговорить, а просто устало и удовлетворенно помолчать, убедившись, что жертва их не была напрасна — Грузия обрела независимость.
А это уже Сигнаги, девица в башмачках на вырост. На заднем плане дворец бракосочетания по образцу Лас-Вегаса — здесь можно пожениться в любое время дня и ночи.
Неподалеку от девочки устроилась дама с собачкой. А также с кошкой, зонтиком и ребенком — ей уже явно в ЗАГС не надо. Кстати, похоже, что у современных грузинских скульпторов есть общая тенденция — изображение людей с абстрактными лицами.
И тут же в Сигнаги, как напоминание о том, что Кахетия — родина Нико Пиросмани, воссоздана в меди одна из картин художника.
Дальше следуем в Кутаиси — очередную древнюю столицу, расположенную на берегах главной реки западной Грузии Риони. Город хоть и не самый примечательный, но пара любопытных памятников нашлась и в нем. Первый установлен у входа в фотоателье. К сожалению, само фотоателье было закрыто, и выяснить, чем оно знаменито так и не удалось.
А этот памятник — кадр из старого грузинского фильма. Как нам объяснили, в фильме мальчишка-хулиган сорвал с двух беседующих господ шляпы и, зажав их в руках, нырнул с моста в Риони. Фильм я не видел, но надеюсь, что мальчик остался жив — высота моста метров 10, а течение такое быстрое, что аж в глазах рябит.
Но вернемся в Тбилиси, где, судя по всему, есть какая-то муниципальная программа по заполнению города разнокалиберными памятниками, начиная от огромного Георгия-Победоносца работы Церетели на Площади Независимости до крохотных фигурок по всему проспекту Руставели. Один из мостов облюбовали жеманные фигурки влюбленных, у театров стоят некие абстрактные конструкции, лишь отдаленно напоминающие людей, в каждом скверике и парке — по классическому памятнику кому-то из знаменитых людей. Да что говорить, если памятники в Тбилиси прямо сочатся сквозь стены.
Ну и напоследок памятник, который не особо интересен в художественном плане, но зато о нем есть интересная история.
Жил был когда-то в Грузии человек по имени Давид Захарьевич Сараджишвили. И как-то раз он возмутился, что повсюду продается лишь французский коньяк. А так как Сараджишвили был человеком образованным и целеустремленным, то он принялся методично изучать все сорта грузинского винограда, пока не обнаружил, что некоторые из них очень близки к французским сортам, из которых производят коньячный спирт. И вот, в 1888 году Сараджишвили открыл свой коньячный завод, оказавшись чуть ли не первым производителем коньяка в Российской империи. Однако произвести хороший коньяк мало, нужно его еще и продать, а на этом фронте успехов не было — все предпочитали французские коньяки.
Вскоре в тбилисских ресторанах стали происходить странные вещи. Ближе к ночи в них появлялись подвыпившие кинто. Впрочем, в этом не было ничего необычного, так как кинто — это грузинские повесы и прожигатели жизни, которые без конца кутили в питейных заведениях, танцевали, ухаживали за женщинами. Странности же начинались после их прихода — молодые люди заказывали коньяк производства Сараджишвили, и когда хозяин изумленно говорил, что даже не слышал о таком коньяке и предлагал взамен французские марки, кинто приходили в бешенство и начинали крушить все вокруг. Наутро им, конечно, приходилось оплачивать ущерб, но хозяин от греха подальше заказывал у Сараджишвили небольшую партию коньяка. А следующей ночью кинто шли в другой ресторан, и история повторялась вновь. Молва потихоньку разносилась по округе, и довольно скоро коньяк Сараджишвили стал теснить французские сорта. Получается, что Давид Сараджишвили создал не только грузинский коньяк, но и то, что сейчас называется агрессивным маркетингом.
Пока делал пост – внимательнее присмотрелся к фотографиям из Кутаиси. И кажется мне, что с фотографом и на мосту – это один и тот же мальчик. А вы как думаете?
неа, не тот. посмотри на губы и область вокруг глаз («слом» поверхности на бровях на одном, и более округлая форма – на втором)
но было бы интересно – пронырливый мальчик :)
Пока удалось нагуглить только, что этот фильм называется «Необыкновенная выставка». Как появится возможность – скачаю. И тогда уже буду говорить с уверенностью :)
Нет, не один и тот же мальчик, и фильмы разные. Я из Грузии, и я тур оператор в Грузии.
Здравствуйте! А какому фильму соответствует памятник с фотопленкой?
Это – не фотограф… Скульптор так запечатлел образ великого грузинского актера Иполите Хвичиа)))
Я побывал в Грузии дважды – как и все, влюбился в Тбилиси – слоеный пирог (по твоей терминологии).
Это было давно, лет тридцать назад… Уже тогда в Тбилиси было оригинальных (не серийных) памятников больше, чем на всей Украине. Они тоже создавали облик города. И он так и помнится мне – памятниками и двухэтажными деревянными домами по берегам круто ниспадающих улочек и переулков.
А вот Пиросмани на осле… больше похож на щеголя-кинто, чем на полуголодного художника.
Замечательно вы оба пишете, ребята.
В.К.
Пожалуй, Тбилиси не сильно изменился с тех пор. Потому что у меня, пожалуй, тоже в осадке остаются памятники и дома. Ну и еще, пожалуй, банная площадь и ночной Тбилиси.
А насчет картины Пиросмани – это же не автопортрет, это просто абстрактный человек ;)
скульптура мальчика-хулигана) – кадр из фильма «Необыкновенная выставка»(Арачвеулебриви гамофена).
http://video.mail.ru/mail/nino_gvalia/679/971.html
по времени смотрите с 58 ой минуты )))
с так называемого Белого Моста в Кутаиси прыгали и прыгают мальчишки… и это там никого не удивляет)))
Спасибо за ссылку, Нино!