Дамаск. Христианство и окрестности

Христианство наравне сопрерничает с исламом в Сирии «Говорят, проживи человек в Дамаске сто лет, все равно каждый день он увидит в нем что-нибудь новое, чего не видел прежде». Так описан Дамаск в арабской книге 13 века «Чудеса мира». Шли столетия, политическая карта мира все больше напоминала амебу — страны разрастались, делились, снова росли и снова дробились. Империи возникали и рушились, со временем пришел в упадок ислам, Сирия превратилась чуть ли не в страну третьего мира, но Дамаск, как и прежде, поражает путешественника своим разнообразием.

Не устрашился Дамаск, устоявший в сотнях войн и катаклизмов, и древних пророчеств. Даже таких грозных библейских, как «Пророчество о Дамаске» пророка Исаии:

1 Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин.
2 Города Ароерские будут покинуты, останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их.
3 Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею…

Если нажать на кнопочку Play, то заиграет песня Addaysh Kan Fi Nas ближневосточной дивы по имени Файруз. 3,46 MB

То ли время пророчества до сих пор не настало, то ли немного покривил душой иудейский пророк, стремясь выдать желаемое за действительное и приободрить «сынов израилевых», но сегодня, спустя тысячелетия после написания этих слов, стоит Дамаск, столица Сирии, цел, невредим и полон жизни.

Windows

О древних корнях сирийско-израильского конфликта свидетельствует не только это пророчество. В Третьей книге Царств находим еще одно подтверждение:

23 И воздвиг Бог против Соломона еще противника, Разона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского,
24 и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске.
25 И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии.

Орнамент в Дамаске, Сирия

Но не будем уподобляться ближневосточным демагогам и оставим в покое тему арабо-израильских отношений. К тому же есть тема нам более близкая и интересная — отношения мусульманско-христианские, оказавшиеся в Сирии на удивление теплыми.

Церковь в Дамаске, Сирия

Мечети в здешних городах мирно соседствуют с христианскими храмами, а одна из главных мусульманских святынь — мечеть Омейядов в Дамаске и вовсе является по совместительству и христианской святыней.

И дело тут не в разрушенном византийском храме, на месте которого построена мечеть, а в реликвии, хранящейся в ней. В молельном зале стоит гробница с головой Иоанна Крестителя, поклониться которой стекаются со всего мира паломники обоих вероисповеданий.

Христианская икона в Дамаске, Сирия

А один из трех минаретов мечети Омейядов носит название «Иса бен Мариам», что в переводе на христианский означает «Иисус, сын Марии». Мусульмане верят, что накануне Страшного суда Иисус, он же — пророк Иса, сойдет с небес на землю именно в этом месте и каждый день заботливо расстилают под минаретом чистый коврик.

Что думают по этому поводу христиане, нам выяснить, увы, не удалось. Как и то, какой же именно минарет удостоится подобной чести. Уж не этот ли, со звездой Давида над окнами?

Минарет мечети Омейядов

Вообще, путешествие по Ближнему Востоку дает представление о том, насколько был мал мир во времена Ветхого Завета. Большая часть событий, описанных в главной книге человечества, происходила в радиусе каких-то 150км от Иерусалима. Поэтому неудивительно, что и на территории современной Сирии концентрация библейских мест очень высока.

Маалюля чем-то похожа на Рио-де-Жанейро

Обратимся к запискам итальянского паломника 14 века Симоне Сиголи: «Еще видно на одной из гор над Дамаском …дом, где совершилось первое человекоубийство, то есть, когда Каин убил Авеля, брата своего». Любопытно, что библейские события происходили в поле, а не в доме и истовый христианин не мог этого не знать. Но, возможно, Симоне упустил из виду делали, ошеломленный далеко не радушным приемом: «…прибыли в пятницу …в Дамаск; и как вошли мы в одно из городских предместий, посыпался на нас град камней, великий и частый, словно бы мы были собаки».

Старый дом в Маалюле, Сирия

Неподалеку от Дамаска все тот же паломник обнаруживает место начала грандиозного путешествия древности: «нашли мы прекраснейшее поле между двух гор …это то самое место, где Ной построил ковчег во время потопа…» То, что годичные скитания Ноя по морю окончились в современной северной Турции, лишь подчеркивает скудость библейской географии.

Пейзаж в Маалюле, Сирия

А в часе езды от Дамаска есть еще одно место паломничества христиан — ютящаяся под скалой посреди выжженной солнцем равнины деревенька с певучим названием Маалюля.

Вид на Маалюлю, Сирия

Это место связано с именем равноапостольной святой Феклы Иконийской, одной из учениц апостола Павла.

Как и большинство ранних христиан, Фекла считается мученицей. Жизнь ее, действительно, была полна драматических событий, хотя в наше время ее в лучшем случае назвали бы отчаянной недотрогой.

Иисус в Маалюле, Сирия

Подобно многим детям, выросшим в тепличных условиях зажиточной семьи, Фекла была склонна к нонконформизму. И услышав однажды проповедь святого Павла, она решила отречься от мирской жизни и посвятить себя религии. Раздосадованные ухажеры и женихи принялись жестоко мстить девушке за уязвленное самолюбие. В результате их интриг девушка была приговорена сначала к казни на костре, затем к растерзанию дикими зверями.

Каньон в Маалюле, Сирия

Тут-то и выяснилось, что Фекла — недотрога просто феноменальная. Подступиться к ней не могли не только мужчины или огонь, который было потушен внезапной грозой, но и дикие львы, медведи и даже почему-то тюлени. Наконец, девушку попытались четвертовать: «И привязали ее за ноги между быков, быкам же принялись подкладывать к мужскому их естеству железа раскаленные, чтобы они сильнее взбесились и умертвили ее. И вот быки прянули, однако жар от желез пережег веревки, и встала Фекла, словно бы и не вязали ее». А надо сказать, что в те далекие времена люди еще не были столь самоуверенны и обращали внимание на знаки, поэтому правитель Антиохи счел, что благоразумнее будет отпустить девушку восвояси.

Христианские церкви в Маалюле, Сирия

Всю оставшуюся жизнь Фекла проповедовала христианство в Сирии и, дожив до 90 лет, отошла в мир иной в Маалюле. Говорят, что последние дни ее жизни были не менее драматичны, чем молодость. Когда очередная погоня загнала Феклу в тупик среди отвесных утесов, и преследователи уже почти настигли ее — скалы вдруг расступились перед святой.

Скальный пассаж в Маалюле, Сирия

Пройдя по узкому извилистому ущелью, Фекла очутилась в небольшой пещере, где укрылась от преследователей, а позднее «многих просветив словом Божиим, сном добрым опочила».

Другие христиане, вдохновленные жизнью святой Феклы и чудом, сотворенным в Маалюле силой ее молитвы, селились неподалеку в крохотных пещерах.

Пещерный город в Маалюле, Сирия

Со временем у пещеры святой Феклы выросла целая деревня, в которой христианских храмов чуть ли не больше, чем жилых домов.

Пещера святой Феклы в Маалюле, Сирия

Пещера святой Феклы сохранилась в Маалюле до сих пор, и поток паломников к ней не иссякает уже много столетий. Поднявшись по крутой лестнице, попадаешь в просторный прохладный грот, в дальнем конце которого отгорожен небольшой алтарь. Попасть к алтарю можно через крохотную дверку и лишь низко поклонившись духу святой Феклы. Своды пещеры сплошь увешаны старинными иконами, но внимание атеиста привлекают не они, а развешенные в дальнем углу большие восковые куклы, напоминающие кукол вуду. Правда, без иголок — христианство, все-таки.

Икона Святого Георгия

Рассказывают, что современные жители Маалюли до сих пор говорят на арамейском языке — том самом, на котором изъяснялся Иисус в фильме Мела Гибсона. В православных церквях Маалюли у алтаря лежит Святое писание на арабском, а на иконах пророки держат в руках книги, одна страница в которых написана по-арабски, другая — по-гречески. Да так, наверное, и должно быть в местности, где для историка или верующего человека буквально каждый камень — святыня.

Воздушный змей

подписаться на новостиRSSe-mailLivejournal


Комментарии

  1. V.K.

    Ислам и христианство в Дамаске – дружат.
    Как там относятся к иудеям? Есть ли синагоги? Есть ли государственный антисемитизм, есть ли бытовой – т.е. Как сирийцы относятся к своим гражданам-евреям?
    В.К.

    • Dexter

      В Алеппо мы общались с двумя ребятами примерно нашего возраста, и я задал подобный вопрос. Они сказали, что до создания государства Израиль в Алеппо было много иудеев и евреев. Но потом началась война и большинству из них пришлось бежать.
      Синагог не заметил, хотя и не задавался целью их найти. Ни одного человека в кипе или с пейсами мы не видели.
      Насчет антисемитизма – как мне показалось, есть антиизраильские настроения, то есть, не любят граждан этой страны, а не евреев или иудеев как таковых. Да и как может быть иначе, если Сирия в состоянии войны с Израилем? Каждый раз, когда речь шла о «капут», «килл» и так далее – всегда дальше звучало «исраели». А наши более образованные собеседники – они все как один с большим уважением говорили об иудаизме, да и о христианстве, как о старших религиях.

      Но вот тут я хочу оговориться, что мое мнение может оказаться очень поверхностным и даже в корне неправильным – потому как сужу лишь по отрывочным сведениям и наблюдениям.

  2. Igor

    А мне вот интересно другое – до всяких там христиан и, тем более, магометан, в Сирии отметился Селевк, один из полководцев Александра Македонского, да и застрял там в лице своих потомков, Селевкидов, на добрых 300 лет. Так от Селевкидов что-то осталось, или только я о них помню? Иудеи всех этих македонских ребят откровенно недолюбливали. Помню где-то, кажется, в Паралипоменонах, написано: «А потом пришли люди из земли Киттим и умножили зло на земле», так «люди из земли Киттим» это разбойники Александра. «Умножили зло на земле» – это ёмко, я эти слова не могу забыть.

    • Staska

      О Селевкидах еще в Турции помнят. А в Сирии нам на пути ничего, с ними связанного, не попалось. Что, правда, не означает, что от них там ничего не осталось.
      А «умножили зло на земле» – это сильно, цитату помнила, но забыла, о ком речь шла. Спасибо, что напомнили.

    • Боба

      Самое большое что осталось от времен греческой династии это грандиозные руины Апамеи. Древний город Фарнаке был переименован в честь жены Селевка и полностью перестроен в эллинистическом стиле, что мы и можем наблюдать.